развитие и воспитание двойняшек

Что должен знать ребенок в 4 года

Развитие ребенка – процесс постепенный и постоянный. Год за годом ваши малыши узнают много нового, учатся чему-то интересному и полезному. Главная задача родителей при этом – сделать так, чтобы ребенок хотел всему научиться, интересовался всем, что его окружает и был активным и любознательным, чтобы у него не пропало желание узнавать и пробовать.

Еще раз хочется напомнить, что каждый ребенок – это уникальная личность и говорить о каких-либо рамках в развитии нельзя. Все нормы и показатели – лишь примерное очертание той области знаний и навыков, которые должен был постичь ваш малыш к четырем годам.

Что должен знать ребенок в 4 года?

К четырем годам ребенок уже гораздо лучше владеет своим телом. Он уже уверенно ходит и бегает, практически не падает. Четырехлетние дети любят подвижные игры, играют в догонялки, умеют уворачиваться. Равновесие в этом возрасте еще далеко до совершенства – продолжаем тренировать. Малыш уже хорошо прыгает вперед и вбок, умеет перепрыгивать через небольшие препятствия, легко спрыгивает со ступеньки. Труднее даются прыжки назад. Ребенок в 4 года уже освоил искусство кувыркания, легко лазает по шведской стенке, умеет сидеть на канатном узле, но еще не может карабкаться по канату.

В играх четырехлетних детей прослеживается подражание родителям, героям любимых мультфильмов, воспроизведение увиденной где-то ситуации.

Словарный запас ребенка включает несколько сотен слов и пополняется очень быстро. В этом возрасте малыши не просто понимают смысл сказанного, но и прекрасно ориентируются в интонации. У четырехлетнего ребенка хорошая память, он уже не забудет, если папа или мама что-то пообещали. С усвоения коротеньких четверостиший уже начинается переход на более длинные стихи. В этом возрасте дети легко запоминают и иностранные слова.

Конечно, в некоторых понятиях все еще остается путаница: завтра или вчера, единственное число и множественое, обед и ужин и пр. Однако разделить предметы по их общему назначению ребенок уже может достаточно легко.

С трех до четырех лет ребенок совершенствуется в рисовании. Из каракуль начинают появляться круги, подобие квадрата, первые человечки и пр.

Как же проверить степень развития ребенка в 4 года? Что должен знать ребенок в 4 года?

В этом вам помогут небольшие тесты. На некоторые вопросы вы сможете ответить и сами (это он знает, то умеет), а что-то можно и проверить.

Тест на внимание

  • Предложите малышу повторить за вами несколько движений в определенной последовательности: подняли руки над головой, опустили, хлопнули в ладоши, спрятали за спину.
  • Сможет ли ваш малыш хлопнуть в ладоши только в случае произнесенного вами определенного слова? Например, пусть хлопает, когда услышит слово «солнышко». Произносите слова вразнобой и проверьте – справится ли малыш с заданием.
  • Умеет ли ваш ребенок построить из конструктора простую постройку по заданному образцу?
  • Может ли он найти, чем похожи и чем отличаются две игрушки?
  • Может ли он найти различия в двух картинках?
  • Умеет ли собирать простые пазлы?
  • Хватает ли у него терпения заниматься 5-7 минут?
  • Может ли он найти среди нескольких предметов два одинаковых?

Тест на мышление

  • К четырем годам дети уже справляются с пирамидкой из семи колец и мисочками разного размера.
  • Также без труда ребенок должен уметь подбирать вкладыши по форме отверстия.
  • Умеет ли ваш малыш обобщать? Знает ли он, что лошадь, корова, собака – это животные, а тарелка, кружка и ложка – это посуда и пр?
  • Может ли он найти лишнее в определенной группе предметов? Например, если на картинке нарисовано озеро, а там почему-то под водой плавает слон… При этом ребенок должен не просто найти лишний предмет, но и суметь объяснить, почему он тут лишний.
  • Сможет ли ребенок найти пару предмету?
  • Знает ли ваш малыш, сколько у собаки лап, у курицы, у рыбы? Может ли объяснить предназначение большинства предметов: зачем нам нужна ручка на двери, для чего в доме окно и пр?
  • В этом возрасте малыши уже умеют подбирать противоположные по смыслу слова: днем на улице светло, а ночью … и пр.
  • Может ли малыш заметить, если на картинке нарисовано заведомо неправильное, ложное? Например, нарисована летающая корова или порхающая рыба – увидит ли он это?

Тестируем память

  • Произнесите 3-4 разных слога – ребенок должен повторить их в том же порядке.
  • Дайте малышу 3-4 последовательных задания сразу. Например: сходи на кухню, возьми на столе чашку, достань из шкафчика ложку и положи ложку в чашку. Справится?
  • Поставьте перед ребенком 5 предметов (например, разных игрушек). Попросите отвернуться и спрячьте один предмет. Ребенок должен определить, чего не хватает.
  • Еще один тест на повторение, но в данном случае нужно повторить 4-5 слов.
  • Также нужно повторить несколько цифр в определенном порядке.
  • Ребенок должен уметь рассказать наизусть несколько стишков или потешек, пересказать сказку, воспроизвести запомнившееся событие.

А как развита мелкая моторика?

  • Ребенок уже справляется с мелкими волчками.
  • Умеет показывать один и два пальца.
  • Умеет показывать руками фонарики (пальцами), нанизывать бусины, застегивать пуговицы.
  • Научился завязывать узлы на толстой веревке.
  • Умеет проводить по точкам линии без отрыва карандаша от листа бумаги.
  • Показывает в воздухе колечки из пальцев (соединяет каждый пальчик с большим)
  • Умеет заштриховывать фигуры.
  • Аккуратно раскрашивает разукрашки.
  • Научился проводить ровные линии на узком листе бумаги.

Посчитаем и сравним

  • Может показать один предмет в комнате и много предметов (различает один – много).
  • Может определить, на какую фигуру похож предмет: круглый, квадратный и пр.
  • Знает, что означает «справа», «слева», «вверху», «внизу».
  • Умеет различать, каких предметов больше или меньше, каких поровну.
  • Сравнивает предметы по высоте, величине, ширине, длине.
  • Знает круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник.
  • Понимает «верхняя» «нижняя», «налево» и «слева», «направо» и «справа».

Как развита речь?

  • Знает, как «говорит» то или иное животное, птица.
  • Может рассказать, что умеет делать то или иное животное, птица.
  • Может описать вещь, составив 3-4 предложения.
  • В произношении проблематичными остаются разве что шипящие и сонорные звуки.
  • Уже умеет согласовывать слова в числе, роде, падеже.
  • Понимает значение предлогов «в», «на», «за», «под».
  • Отвечает на простые вопросы.

Ребенок в 4 года уже может назвать свое имя, фамилию, отчество, знает имена родных. Может сказать, сколько ему лет, назвать город, где живет. А также:

  • Умеет различать времена года и соотносить с ними определенные признаки (зимой идет снег, лепят снеговиков, летом цветут цветы, купаются на озере).
  • Знает 2-3 дерева и цветка.
  • Знает, как называют детенышей тех или иных животных.
  • Различает погодные явления.
  • Знаком с несколькими профессиями.
  • Может различить вкус 2-3 овощей и фруктов.

И, конечно же, хочется еще раз напомнить: все дети разные. Несмотря на все эти нормы, можно с уверенностью сказать, что ваш ребенок нормально развивается, если он знает и умеет хотя бы половину из этого. А если он чего-то не умеет, то это лишь повод для более внимательного отношения родителей к данной области знаний — немножко постараться и обязательно догоните. Если же развитие вашего ребенка беспокоит вас, вам кажется, что он сильно отстает, то можно проконсультироваться с педиатром и неврологом — ничего страшного в этом нет. Удачи вам и успехов в познании этого большого и интересного мира!

Статьи схожей тематики:


Если ребенок не ходит в детский сад
Кризис трехлетнего возраста у ребенка
Как научить ребенка читать
Как учить ребенка вежливости

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи
Обратная связь