Нормы развития ребенка

Каждая мама внимательнейшим образом следит за развитием своего малыша и поэтому постоянно сравнивает нормы развития детей с уровнем развития ее малыша. Несомненно, знать нормы развития полезно, однако не стоит равнять своего ребенка с остальными детьми и его достижения со среднестатистическими показателями. Каждый малыш с рождения – отдельная личность. Особенно любят сравнивать мамы близнецов и двойняшек. Да и как уж тут не сравнивать? Интересно, не отстают ли малыши от средних показателей, а также равномерно ли они развиваются, или кто-то идет немного впереди. На самом деле тут тоже у всех по-разному. По собственному опыту могу сказать, что двойняшки развиваются, по очереди опережая друг друга: сегодня один начал первым разговаривать, а завтра уже второй обгонит своего брата или сестренку в умении рисовать или учить стишки. У каждого свой талант. Преимущество двойняшек в отношении развития – это постоянный пример для подражания рядом. Один схватывает первым, а второй всеми силами старается не отставать. Вот и получается, что «в среднем» они развиваются одинаково.

Что же можно сказать про нормы развития детей? К каждому определенному возрасту ребенок достигает какого-то уровня развития. И данные нормы просто помогают родителям понять, достаточно ли хорошо развит ребенок, или есть над чем поработать. Однако принимать все прописанные показатели за непреложную истину не стоит. Так, в очередной раз перечитывая эти показатели и сравнивая с ними развитие своих малышек, я поняла, что в жизни далеко не все так, как пишется. К примеру, один и тот же показатель можно встретить в нормах развития детей в 2 года и в 3 года. Читая про знания и умения четырехлетнего ребенка, читаю: «Ребенок начинает рисовать круг, далекий от идеального, но еще не может нарисовать человечка и пр». Может! Конечно, не в совершенстве, но мои девчушки в три года уже рисовали человечков и даже зайчика! Неважно, что без подробностей, но рисунок уже был понятен – голова, туловище, руки, ноги, лицо и даже волосы с ушами не забывали)) А вот застегивать пуговицы и завязывать шнурки мы и в три года не умели.

Поэтому, сравнивая нормы развития детей с достижениями своего малыша, не воспринимайте на веру совершенно все. На то мы и люди, чтобы доверять, но проверять, думать. Главный плюс всех этих норм – это возможность выявить направления дальнейших занятий с ребенком. Порой можно понять, что что-то упустили и надо бы сделать особый акцент на развитии речи или на обучении ребенка обобщению предметов.

Ребенок в 1 год уже знает несколько простейших слов, понимает вас, изучил многие основные движения, стал любознательным и весьма активным. Нормы развития ребенка в 1 год вы узнаете и от своего педиатра – детский врач при каждом посещении его до года интересуется, что вы научились делать и говорить. Поэтому упустить отставание в развитии на этом этапе труднее. А вот дальше вам необходимо интересоваться развитием ребенка, необходимыми ему для нормального развития знаниями и умениями. Особенно этот момент важен для тех детей, которые не посещают детский сад и мало общаются со сверстниками. Ведь умение находить общий язык с такими же малышами и уметь сосуществовать в коллективе – также важный показатель развития ребенка, развития его коммуникабельности.

Подытоживая все вышесказанное, хочется напомнить еще раз: ваш ребенок – это отдельная личность со своими талантами и предпочтениями, темпами развития, характером и другими качествами. И это очень важно понимать, помнить и учитывать, прежде чем сравнивать его с кем-то или на соответствие каким-либо нормам развития.

Оцените статью
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять