развитие и воспитание двойняшек

Как научить ребенка делать уроки самостоятельно?

Для многих современных родителей школьников одна из самых больших головных болей — выполнение домашнего задания. Для кого-то это сложно, поскольку со школы прошло много времени и вспоминать все эти правила и задачи просто сложно, у кого-то катастрофически ни на что не хватает времени. И какой же выход? Для многих родителей настоящим спасением становится продленка, где с детьми за дополнительную плату уроки делают сами учителя. Но это “спасение” не вечное — начальные классы закончатся и ребенок должен будет справляться с уроками сам. Как правило, детям, которых отдают на попечение учителей, этот переход дается сложнее — ведь они привыкают к постоянному контролю, к тому, что им все равно помогут сделать домашнюю работу, даже если не будешь прилагать особых усилий. Поэтому гораздо важнее в начальных классах постепенно приучить ребенка к самостоятельному выполнению домашнего задания, а не сваливать эту “головную боль” на учителей.

Как приучить ребенка делать домашнее задание самостоятельно?

Можно много говорить про мотивацию, создание условий для хорошей работы мозга ребенка, свежем воздухе и прочем, но на самом деле тут важна самая элементарная дисциплина и терпение родителей. Да, конечно, есть важные условия, которые нужно соблюдать — например:

  • Давайте ребенку 1-2 часа отдыха после школы, чтобы мозг немного отдохнул,
  • Обеспечивайте обязательно прогулки на свежем воздухе,
  • Выделяйте на выполнение домашнего задания определенное время — должен быть какой-то режим, чтобы ребенок понимал, когда он должен сесть за уроки,
  • Контролируйте первые годы выполнение домашнего задания и не запускайте на самотек этот процесс после начальных классов, когда ребенок уже будет самостоятельно выполнять домашнее задание.

ребенок делает уроки самостоятельно

Я не буду перечислять все эти общие понятия и рекомендации, а просто изложу то, как сама научила своих детей делать уроки самостоятельно.

  1. Первый класс — пожалуй, самое непростое время. Несмотря на то, что задания там идут простые, детям еще непросто во всем этом ориентироваться. Поэтому в первом классе мы делали домашнюю работу вместе. Но всегда дети сами смотрели, что им задано (я контролировала, чтобы они записывали задание в дневник), сами открывали нужную страницу в учебнике или рабочей тетради, читали задание и начинали думать, проговаривая вслух, что надо делать. Если они не понимали задания, я спрашивала — делали ли они похожее в школе (как правило, на дом задают то, что проходили на уроке), смотрю классную работу, вместе ищем похожие примеры или правила — максимально старалась, чтобы они шевелились сами, а я только подсказывала. Конечно, по большей части все равно в течение первого класса работают родители, но ни в коем случае нельзя делать работу за детей — они должны сами думать, искать, открывать, решать. Ваша задача — вовремя реагировать, если они что-то делают не так.
  2. Во втором и третьем классе, когда дети уже более-менее освоились с учебой, я делала так: математику и русский язык, пока я на работе, они самостоятельно делали в черновик — как понимают, как умеют — но делали. Когда мамы и папы нет рядом — приходится думать своей головой. А тот факт, что вы придете с работы и будете проверять выполненное — хороший стимул все к этому времени сделать. Если что-то было совсем непонятно — оставляли до моего возвращения. Но, опять же, это вовсе не означало, что я, вернувшись с работы, решала за них непонятную задачу — я спрашивала, как они пытались ее решить, что они думают, что известно из условий задачи, подталкивала к нужному решению, но не говорила его. Только научившись самостоятельно думать и искать верное решение, ребенок приучится делать уроки самостоятельно.
  3. В четвертом классе мы уже перешли на самостоятельное выполнение домашнего задания, на черновик делали только то, что вызывало сомнения или было не очень понятно. При этом я обязательно проверяла и чистовики — то, что они уже сделали сами. Конечно, и там порой находились ошибки и приходилось исправлять, но это не критично.

Вот так, шаг за шагом, постоянно повторяя детям, что надо учить уроки и думать самостоятельно, потому что с пятого класса будет еще сложнее и возможно, мама сама уже не сможет помочь, мы и научились выполнять домашние задания самостоятельно. Конечно, вопросы и сложности в учебе никуда не денутся, и вам и дальше в чем-то придется помогать ребенку, но в большей степени он все будет делать сам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Обратная связь