Первый раз в детский сад — это первый трудный шаг для каждого ребенка. Но вот пролетает несколько лет, и пора идти в школу.
Вряд ли можно назвать поступление в школу легким испытанием для ребенка. Все совсем не так, как раньше, много нового и непривычного. И очень тяжело, если наряду с психологической адаптацией к школе накладываются еще и проблемы с успеваемостью. Увы, проблемы бывают и в первом классе. С чем же сталкиваются маленькие школьники? Какие они — проблемы первоклассника и как проходит адаптация к школе?
Внимание
Самая первая трудность, с которой приходится столкнуться многим первоклашкам — это рассеянность. Не каждый ребенок к школе может похвастаться усидчивостью и внимательностью. В результате наблюдается рассеянность, мешающая учебе.
Причин рассеянности может быть много, но вот как с ней бороться? В этом вам должны помочь специальные упражнения, подобрать которые поможет психолог. Но и сами родители способны облегчить жизнь первоклассника. Ребенок станет более внимательным, если отдать его в секцию рисования, а также если вовлекать его в сюжетно-ролевые игры. Все это положительно отразится на психике малыша и его поведении.
Усидчивость
Кому-то катастрофически не хватает внимания и хорошей памяти, а кому-то — усидчивости. Высидеть спокойно 45 минут — проблема для многих детей, особенно если они отличаются своим активным поведением.
Чтобы ребенок в школе был более усидчив, приучать его к занятиям нужно еще с детсадовского возраста. Для этого надо с ним заниматься, постепенно увеличивая продолжительность занятий. Так малыш привыкнет к положенному времени занятий и будет гораздо спокойнее сидеть на уроках. Если же ваш кроха уже пошел в школу, то подберите для него хобби, требующее усидчивости: рисование, конструирование, рыбалка и пр. Помогите ему выработать в себе усидчивость.
Плохое усвоение материала
Не каждый ребенок способен схватывать материал на лету. Между тем очень плохо, если первоклассник что-то не поймет, а вы этого не заметите. Неусвоенный материал постепенно начнет нарастать, словно снежный ком. Каждая новая тема будет накладываться поверх той, что ребенок не понял. В результате, когда вас вызовут в школу, разгребать придется очень и очень много. Поэтому старайтесь полностью контролировать процесс обучения в первом классе. Хороший старт — залог дальнейшей хорошей учебы. Ребенок что-то не понял? Разложите ему тему на понятном и доступном языке, если понадобится — несколько раз. Малыш должен не просто сказать «да, понял» — он должен действительно понять.
Неаккуратность
Если ребенок неаккуратно пишет и его тетрадка похожа на сборник лучших клякс, убедитесь сначала, что у него хорошая, качественная ручка, которую удобно держать в руке. Кроме того, важно знать, что для того, чтобы ребенок легко справлялся с письмом, его надо готовить к этому заранее. Для этого есть специальные прописи для малышей, где они могут обводить разные картинки, потом буквы и цифры.
Кроме того, нужно, чтобы у первоклассника была хорошо развита мелкая моторика. Упражнений для этого множество. Но вы можете придумать интереснейшие игры и сами. Самое важное в них — чтобы пальчики работали, причем работали с мелкими деталями и выполняли непростые задачки. Собирание бусин на ниточку, застегивание пуговиц, собирание пазлов (мелких), пальчиковые игры. Упустили этот момент в дошкольном развитии? Нагоняйте в школе.
Повторение — мать учения
Если ребенку сложно усвоить материал, он быстро все забывает, то это чаще всего тоже является недоработкой родителей. Развивать детское внимание нужно с детства, как и память. Разучивание простейших стихотворений, пересказ коротких историй и сказок, ролевые игры, кукольный театр с участием ребенка — все это развивает память и мышление. А это те самые навыки, которые необходимы ребенку.
Преподаватель
Сможет ли учитель первоклассника найти подход к ребенку — это очень важный момент, поскольку от него зависит обучение ребенка и его отношение к школе. Если вы заметили, что малыш попросту боится своей учительницы — это повод с ней пообщаться. Кроме того, стоит объяснить ребенку доступным языком, что он может спрашивать и как он должен и имеет право себя вести. Стеснительность и заниженная самооценка способны испортить малышу всю учебу. Чтобы сделать его более уверенным в себе, повысить самооценку малыша и наладить отношения с учителем, одной лишь беседы с преподавателем недостаточно. Придется еще и поработать с ребенком, развить в нем уверенность в себе.
Для этого прекрасно подходят кружки и занятия, где ребенок будет контактировать с другими, работать в команде и при этом учиться отстаивать свое мнение. Возможно, ему будет полезно походить на футбол или позаниматься другим видом спорта или проявить свои творческие и другие способности (театральный кружок, танцы и пр).
Излишняя активность
Ну а если ваш кроха доводит учителя, срывает уроки и буквально стоит на ушах, то стоит задуматься о том, с какого времени и почему он ведет себя таким образом. Первое, что стоит проанализировать — это обстановку в семье, отношение между родителями и родителей к ребенку, методы воспитания и многое другое, что касается ребенка. Вполне возможно, что вашему первоклашке просто не хватает внимания. Не сможете найти причину — обращайтесь к психологу. Ведь детский психолог знает гораздо больше, чем мы с вами.