Наверное, каждую маму заботит вопрос о том, что должен знать ребенок к школе. Ведь существует необходимый минимум, без которого в первом классе малышу будет нелегко. Что же это за минимум?
Итак, малыш к поступлению в школу должен четко знать и помнить, как его зовут (полностью ФИО). И не думайте, что это просто. Хотя бы раз в неделю повторяйте это с ребенком, чтобы не оказаться в неприятной и глупой ситуации, когда ваш юный дошкольник не сможет ответить на простейший вопрос.
Кроме своих ФИО, ребенок должен суметь назвать и полные данные своих папы и мамы.
Несомненно, малыш должен понимать, к кому он относится — мальчик он или девочка. Вопрос «Кем ты станешь, когда вырастешь?» тоже не должен вызывать у ребенка непонимания. Понятно, что девочка вырастет тетей, станет мамой, а потом — бабушкой. Мальчик, соответственно, станет дядей, папой и дедушкой.
Если у ребенка есть братик или сестренка, то он должен знать четко, как его (ее) зовут, сколько лет, старше он (она) или младше и т.д. В отношении возраста малыш тоже должен хорошо ориентироваться, чтобы сказать, сколько ему лет, сколько было год, два назад, сколько исполнится через год или два.
Необходимо четко ориентироваться во времени суток. То есть, не должно возникать путаницы между утром, днем, вечером и ночью. При этом нужно, чтобы малыш мог сказать, когда он завтракает, ужинает или обедает, когда спит, что делает утром (умывается, одевается, застилает постель и т.д.), вечером (убирает игрушки, умывается, слушает сказку и т.д.). Также надо ориентироваться, что за чем следует, что бывает раньше и позже. Например, что раньше — ужин или обед?
У ребенка должно быть достаточно обширное представление о разных профессиях. Он должен понимать и уметь рассказать, чем занимается доктор, шофер, строитель и т.д. Кроме того, нужно уметь назвать разные профессии самостоятельно и знать, кем работает папа и мама.
Ребенок должен уметь группировать предметы (вилка и ложка — это столовые приборы (или посуда), платье и кофта — одежда и т.д.).
Нужно знать цвета, причем не только основные, но желательно и дополнительные (салатовый, фиолетовый, бежевый и пр)
Должны быть достаточно объемные знания о временах года. Тут важно не только знать, когда идет снег и какое сейчас на улице время года, но и уметь описать то или иное время года более подробно: что когда происходит, почему, для какого времени года какие характерны явления и т.д. Впрочем, про времена года я уже рассказывала. Стоит добавить разве что, что к семи годам знания должны быть достаточно обширными.
Нужно дать ребенку представления о школе. То есть, малыш должен понимать, как устроена школьная жизнь: что такое урок, перемена, парта, зачем это все нужно и т.д.
Ориентация «право — лево». Надо знать, где правая рука, нога, ухо и т.д., где — левые. Уметь поворачивать направо и налево, понимать расположение предметов и предлоги «на», «под», «перед» и т.д.
Ребенок должен иметь достаточные знания о природе, о домашних и диких животных и птицах (уметь их называть и различать), об их повадках, внешнем виде.
Нужно уметь сравнивать по принципу «больше — меньше», «тоньше — толще», «шире — уже»
Необходимо научить ребенка ориентироваться в числах. Так, обязателен счет до 10 и обратно, причем считать надо уметь еще и от одного заданного числ до другого ( от 2 до 7), уметь складывать и вычитать простейшие числа до 10.
Надо научиться уменьшать количество предметов на заданную величину или увеличивать, уметь сравнивать числа, иметь представление о геометрических фигурах, делить предметы на 2, 3 или 4 части.
Отдельное внимание стоит уделить чтению. Тут нужно знать, какие буквы — гласные, а какие — согласные, чем они отличаются, чем отличаются буквы от звуков.
Необходимо научиться находить букву в начале слова, в его конце или середине, а также называть слова на заданную букву.
Деление слов на слоги и умение читать слова и простые предложения с пониманием прочитанного — еще одна составляющая необходимого багажа знаний.
В отношении письма ребенок должен освоить владение ручкой и карандашом: правильно держать их, обводить рисунки по нарисованному контуру или точкам, рисовать по клеточкам и дорисовывать вторую половинку симметричного изображения, штриховать рисунок, аккуратно закрашивать.
Но это все — лишь, так сказать, техническая сторона вопроса. Вы должны понимать еще и то, что при беседе с ребенком, поступающим в первый класс, могут спросить много разного. Поэтому нужно стараться всесторонне развивать малыша в разных областях, побольше ему читать и рассказывать.
Как видите, подготовка нужна нешуточная. И времени для этого много быть просто не может.
Раньше педагоги не разрешали родителям обучать детей письму. А сейчас это даже приветствуется. А развивать дошкольника лучше не дома, а в специальных центрах.