Адаптация к детскому саду – дело нелегкое. Не так много детей, которые могут похвастаться тем, что пошли в детский сад легко и даже не болели. Большинство малышей проходит достаточно длительный период адаптации. У кого-то это может быть 3-4 месяца, а кому-то и года не хватит.Нам, например, не повезло. Целый год мы болели, появляясь в садике разве что за очередной порцией ОРВИ. Увы, таких, как мы, немало. Подобной адаптации способствует не только особенность детского организма и неотлаженная работа иммунной системы, но еще и то, что в современных группах (по крайней мере у нас в городе) по 30-35 детей на одного воспитателя. Уследить за всеми очень и очень трудно, да и чем больше детей, тем больше шансов, что кто-нибудь да принесет новую инфекцию. Вот и болеют дети по кругу, не успевая выкарабкиваться.
Но болезни – это лишь одна сторона адаптации. Есть еще и другая – психологическая. У многих малышей бывают трудности с умением самостоятельно одеваться, ходить в туалет по-большому, спать и пр. Дома все свое, родное и привычное. Тут мама и попу вытрет, и пуговки застегнет, и шнурки завяжет. А там? Там все надо делать самому, да еще пристыдить могут. Очень трудно приучить ребенка к новой жизни, чтобы он чувствовал себя в детском саду так же непринужденно, как дома. Но еще сложнее двойняшкам.
Конечно, я не смогу описать всех проблем, с которыми сталкиваются двойняшки в детском саду, начиная посещать сие заведение, но те, с которыми столкнулись мы, знакомы многим родителям.
Двойняшки и близнецы сильно привязаны друг к другу. Конечно, бывают такие пары, которые, наоборот, не дружат, однако это явление конфронтации чаще встречается у близнецов, а не у двойняшек. Привязанные же друг к другу дети хоть и ссорятся часто, по одиночке скучают и падают духом. Когда же один ребенок заболевает, а второй посещает детский сад, эта привязанность становится настоящей проблемой. Одна тоскует дома, вторая – в садике, оставаясь там со слезами на глазах. При этом в садике детям может нравиться абсолютно все, но отсутствие поддержки со-близнеца сводит на нет все радости общения с другими детьми, от занятий, игр и прогулок. Проблема эта особенно актуальна, когда малыши только начинают посещать детский сад и еще не нашли себе друзей. И особенно тяжело детям, если до поступления в детский сад их не разлучали. Как помочь двойняшкам в этом случае? Можно водить одного ребенка на полдня, или через день, чтобы сократить время его отрыва от второго малыша. Но бросать посещение детского садика нельзя. Адаптация все равно должна продолжаться. И сейчас, столкнувшись с этой проблемой, я поняла, что допустила ошибку раньше: еще до поступления в садик нужно было периодически разделять их – сначала на час-два, потом на полдня. Тогда они привыкли бы периодически обходиться друг без друга и сейчас им было бы легче.
Вторая проблема двойняшек в детском саду – вечное соперничество за равноправие. Каково же было удивление воспитателей, когда две спокойные девочки закатили настоящий скандал из-за того, что им дали разные кровати – одной на первом ярусе, а второй – на втором! Привыкнув дома к тому, что они всегда все получают поровну и никому не бывает обидно, они не могут смириться с ущемлением своих интересов и в детском саду. Увы, но в этом случае воспитателям приходится уступать двойняшкам в особо сложных ситуациях. Однако атмосфера детского сада постепенно приучает их к тому, что не может все и всегда быть абсолютно поровну – это плюс.
В целом же тесная взаимосвязь двойняшек в детском саду – большое преимущество. Они чувствуют поддержку друг друга и потому гораздо спокойнее привыкают к новому месту. Ведь вдвоем, как ни крути, надежнее и спокойнее.
Уверена, что и вы тоже сталкивались с проблемами адаптации двойняшек к детскому саду. Не забудьте поделиться своим опытом с нами.