Дети развиваются с невероятной для нас, взрослых, скоростью. Еще недавно малыш не мог сказать и слова, а в полтора – два года уже легко выражает свои желания и мысли, и многие родители начинают задумываться о том, как научить ребенка читать. Именно к этому времени в доме должна появиться первая азбука малыша. Конечно, это должна быть не книга, а набор объемных букв. Лучше приобрести набор букв и цифр. Разная окраска букв поможет ребенку запоминать и отличать буквы. Не стоит спешить знакомить ребенка с большим количеством букв. Сначала покажите и назовите одну букву, потом, постепенно, по мере усвоения, показывайте по 1-2 буквы, называя их и обыгрывая разные ситуации. Не забывайте повторять день за днем уже знакомые ребенку буквы. Как известно, повторение – мать учения.
Играйте с ребенком с буквами: вперемешку с игрушками поочередно показывайте ребенку буквы, а он их будет называть. Потом пусть малыш сам показывает вам буквы, а вы угадывайте. Можно и ошибиться, но сделать это нужно так, чтобы ребенок заметил вашу ошибку и поправил вас. Он будет рад, что знает больше мамы.
К трем – четырем годам ребенок уже может знать все буквы. Однако не стоит ориентироваться на эти сроки как на обязательные. Ни в коем случае нельзя учить ребенка в обязательно-принудительной форме. При обучении можно использовать исключительно форму игры.
Когда ребенок будет знать несколько букв, можно начинать вместе с ним составлять из букв слоги и слова. Чаще рассматривайте книжки с картинками и буквами. Вот тут поможет уже книжная азбука. Главное — удачно выбрать первую азбуку для ребенка – она непременно должна быть красочной, понятной и привлекательной для ребенка. Занимайтесь по букварю сначала по 5 минут в день. Длительные занятия утомляют, ребенок теряет интерес, начинает путаться и отвлекаться. К тому же, если заниматься с ребенком, когда ему этого уже не хочется, в следующий раз он и близко к букварю не подойдет. Букварь должен быть постоянно в зоне доступа, чтобы малыш сам мог взять его и полистать. Если у ребенка занятия с букварем вызовут интерес, он будет иногда сам брать книжку и читать то, что вы проходили вместе. Желательно в этот момент находиться где-нибудь поблизости и посмотреть, правильно ли малыш читает – так вы увидите, на чем нужно сделать упор во время следующего занятия. Как научить ребенка читать, — понятно. Теперь стоит сказать несколько слов о возможных ошибках при обучении чтению.
Какие ошибки допускают родители?
Способности детей удивляют. Дети, научившиеся читать и складывать слова из букв, легко могут складывать их вверх ногами. Но не стоит поощрять такой игры. Просите ребенка поправить буковки, показать их личико. Складывание слогов и слов вверх ногами лишь отнимает внимание ребенка, отвлекая от главного и нужного.
При обучении по букварю дети часто отвлекаются на картинки, читают один слог, а глазами уже смотрят на другой. Поэтому важно уметь сконцентрировать внимание ребенка на нужной вам букве или слоге. Для этого можно взять небольшой прямоугольник из картона и вырезать в нем отверстие под размер одного слога. При чтении в этом окошке показывайте малышу нужные слоги, а остальное будет закрыто от его глаз.
Также стоит знать, что сегодня при обучении ребенка чтению стараются учить буквы не как раньше – это буква «эм» (М), а произносят звук и учат этот звук тянуть, словно пропевая. Так ребенку проще соединить две буквы в слог.
Когда начинать учить ребенка читать?
Ответ на вопрос «Когда начинать учить ребенка читать?» не может быть дан в отношении всех детей. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Поэтому один ребенок в 2 года уже начнет учить буквы, а второй в этом возрасте может и вовсе даже не начать разговаривать. На собственном опыте могу сказать, что мы начали учить буквы в три года. Некоторые мамы начинают еще раньше, а многие и вовсе берутся за букварь за год до школы. Поэтому четких временных рамок в данном случае нет. Единственное, почему стоит начать пораньше – это чтобы к школе ребенок читал свободно. Тогда у вас будет меньше проблем при поступлении малыша в школу.
Как учить читать двойняшек?
При обучении чтению двойняшек стоит учесть одну особенность: малыши внимательно следят не только за тем, что показывает и говорит мама, но и за тем, как отвечает на вопрос и произносит букву сестренка или братишка. Поэтому если вы изучаете букварь все вместе, то один может говорить, а второй – просто повторять за первым. С одной стороны это хорошо – повторение тоже приводит к запоминанию. С другой стороны – не очень, поскольку в этом случае кто-то может просто привыкнуть повторять за братом или сестрой и не думать о произносимом.
Поэтому, опять же из собственного опыта, могу сказать, что гораздо удобнее проводить по два занятия в день или разбивать занятие на два этапа: первый этап – это совместное просматривание букваря, чтобы вспомнить буквы и прочитать несколько слогов. Второй этап – это чтение слогов и слов по очереди. Один должен читать, а второй – не подсказывать. Так вы сможете отслеживать успеваемость каждого ребенка.
Подытоживая все вышесказанное, хочется еще раз напомнить: научить ребенка читать можно только в том случае, если ему это будет интересно. Поэтому не перебарщивайте со временем, отведенным для занятия, не заставляйте, если ребенок не хочет учить буквы, будьте изобретательнее. Всегда можно найти вариант учить буквы и читать даже в обход детского «не хочу». И самый главный помощник в этом – интересная игра. Ну и конечно, терпения вам, дорогие родители.