Как известно, дети все усваивают гораздо лучше, если занятия проводятся в форме игры. То же самое относится и к развитию речи ребенка. Развитие речи через игру — это увлекательно, познавательно и полезно. Такие игры развивают как речь ребенка, так и расширяют его кругозор, знакомят с новыми понятиями, названиями, с новыми словами. Во время игры важно следить за правильным произношением слов ребенком, а для этого нужно и самим все слова произносить правильно и четко, не спеша. Не стоит преуменьшать значение игры в развитии речи ребенка, поскольку маленькие дети практически всему учатся посредством игры, перенося в игру все свои знания и умения, тренируясь и практикуясь в своих знаниях и навыках в игре. Детская игра — это своего рода маленькая проекция нашей с вами взрослой жизни в их детский сказочный мир.
Что каким бывает
Эта игра поможет вашему малышу мыслить, находить каждому предмету определения и наоборот, под каждое определение подбирать предметы. Кроме того, называя предметы и их свойства, ребенок развивает свою речь.
Игра предназначена для детей 2,5-3 лет и старше. Выберите любое слово, обозначающее свойство предмета. Например, слово «круглый» и объясните малышу: «Круглым может быть солнышко, воздушный шарик, а еще что?» Пусть ребенок подумает и попробует сам назвать круглые предметы. Помогите ему дополнить список. Также можно взять в руки что-то, например, яблоко. Вопрос: «Какое яблоко?». И описываем: оно круглое, красное, а еще? Правильно, сладкое, твердое и т.д. И так с любым предметом.
Полезно также разыграть сценку. Вы описали яблоко, грушу, еще что-то. А теперь сделайте что-то вроде театрального занавеса (накройте стул покрывалом) и скажите малышу: «Смотри, все куда-то убежали… Давай позовем их обратно? Позови зайчика. Четко и разборчиво зовем зайчика. Потом мишку и всех стальных (главное — не переборщить с количеством:) Этот прием даст возможность повторить одно и то же слово по несколько раз. Причем, если малыш произносит неправильно, можно ему объяснить: «Что-то мишка не идет… Наверное мы его неправильно зовем. Давай попробуем еще разок, и показать как правильно. Когда же ребенок позовет мишку, он появляется, здоровается, и говорит: Я мишка. Вы меня звали? Тут все зависит от вашей фантазии.
Можно разыгрывать целые спектакли с участием ребенка. Это и весело, и полезно.
Кто где живет?
Эта игра познакомит малыша с миром животных. Сначала рассказывайте малышу, кто где живет, кто что любит кушать. По мере усвоения материала начинайте задавать вопросы: «А где живет мишка?», «Что кушает зайчик?», «Куда побежал ежик?»
Кто как передвигается?
Эта игра может распространяться не только на животных, но и на транспорт, например.
- Самолет что делает? – Летает.
- Паровозик что делает? – Едет. Как он едет? – По рельсам.
Животные:
- Птички что делают? – Летают
- Ежик что делает? – Ходит, бегает.
- Рыбка что делает? – Плавает.