Ребенок в 3 года уже достаточно понятно выражает свои мысли, умеет общаться со сверстниками, хотя это еще пока и не очень хорошо получается. В этом возрасте очень важно обращать внимание на то, как именно ребенок произносит то или иное слово, как он строит предложение. Дети могут правильно усвоить, например, формирование единственного и множественного числа, но без помощи взрослого и без акцентирования их внимания на исключениях также легко и быстро усвоят и неправильные слова. Если упустить момент, потом можно долго и нудно повторять ребенку, что нет таких слов, как «людь» и «человеки» — переучивание дается гораздо тяжелее.
На что же обратить внимание в это время?
В возрасте 3-4 лет ребенка нужно учить подбирать к словам антонимы (противоположные по смыслу), делая это, конечно же, в форме игры, учить группировать предметы (тарелка, ложка и пр — это посуда; кофта, майка и т.д. — это одежда…), учить называть признаки предмета, описывать предметы.
Кроме того, в этом возрасте ребенок должен знать название многих животных, насекомых, с ним нужно учить короткие стихотворения.
В 3-4 года ребенок уже должен понятно выговаривать свое имя, фамилию и отчество, не считая, конечно, невыговариваемых букв.
Учите ребенка разговаривать тихо и громко, рассказывать стишки с выражением и не стесняясь.
Чтобы помочь ребенку усвоить все необходимое, с ним нужно ежедневно заниматься. Какие же занятия подходят для малышей в 3-4 года?
Упражнения
- Выберите предмет и расскажите малышу о нем, опишите его. После этого возьмите другой предмет и попросите ребенка рассказать вам о нем. Если малыш затрудняется, помогите ему наводящими вопросами.Читайте ребенку не только сказки, но и рассказы. Прочитав 3-4 предложения, попросите повторить прочитанное.
- Чтобы ребенок мог усвоить значение предлогов, играйте с ним в игру «спрячь меня» — пусть он по вашему указанию прячем игрушку в, на, под кресло, шкаф и пр.
- Задание потруднее — закончить начатое вами предложение. В этом случае ребенок должен не просто правильно сформулировать концовку, но еще и придумать ее.
В возрасте 3-4 лет многие дети еще не выговаривают некоторые звуки. Это может быть связано с недостаточной развитостью мышц ротовой полости, расположением зубов и пр. Чаще всего никак не хотят поддаваться произношению буква «р» и шипящие. Однако пока еще бить тревогу рано, если, конечно, вы не наблюдаете неправильный прикус или какое-либо другое отклонение, требующее обращения к врачу. Ребенок может не выговаривать те или иные звуки до 5 лет — это нормально. Если же проблемы с произношением останутся и в 5 лет, необходимо обратиться к логопеду. Редко, но бывают случаи, когда у детей наблюдаются проблемы с произношением вплоть до 10-12 лет.