Все мы хотим, чтобы малыш рос и развивался. И стараемся всячески ему в этом помогать. И, конечно же, всем нам хорошо известно, что лучшие уроки – это уроки в форме игры. Играя, дети гораздо легче и быстрее осваивают материал и получают новые знания. Поэтому для развития и обучения малышей рекомендуется использовать игру.
Развиваем речь
Конечно, к двум годам многие дети уже говорят, но при этом они неправильно произносят окончания слов, меняют в словах буквы на другие, не выговаривают некоторые буквы и неправильно строят предложения. Да, речь малышей несовершенна, но даже такая речь – большое достижение в жизни ребенка. Ведь он научился общаться, и теперь может выразить свои желания словами. А научиться говорить правильно малышу должны помочь родители.
Мышцы готовы?
Игровые упражнения помогут вашему малышу подготовить артикуляционный аппарат к дальнейшему развитию речи, к ее усовершенствованию.
1. Надуваем щеки и сдуваем их — играем в лягушку;
2. Вытягиваем губы в трубочку и растягиваем их в широкую улыбку;
3. Играем в лошадку — цокаем языком;
4. Изображаем всевозможные звуки, имитируя голоса животных, звуки паровоза, машин и пр.
Спроси и скажи
Чтобы ваш малыш учился разговаривать, ему надо больше общаться. А для этого задавайте ребенку вопросы по любому поводу, просите его пойти позвать папу на обед, передать что-либо папе. Конечно, сказанное вами вряд ли дойдет до папы в нужном виде, но ребенок будет стараться сказать что нужно, а это – главное.
Стишки
Для лучшего выговаривания некоторых звуков можно использовать стишки, направленные на развитие таких звуков. При этом при прочтении стишков обязательно вовлекайте малыша в процесс чтения.
Например:
На цветочке жук ЖЖЖ -жужжит,
На него щенок РРР-рычит,
А когда жук полетит,
ГАВ собачка говорит.
В этом стихотворении можно сделать паузу после первой строчки и спросить малыша: «Как жужжит жук?», после второй – «Как щенок рычит?» и т.д. Можно, конечно, задавать вопросы и после прочтения всего стишка, но тогда есть вероятность, что ребенок уже забудет первые строчки. Со временем малыш начнет сам вместе с вами при чтении этого стишка жужжать и рычать.
Вот еще стишки на произношение звуков:
МУРР-р-р – мурлычит кошка громко,
Гладит хвостиком котенка.
ЗаМЯУкал котик: «МЯУ!»
Я похож на свою маму.
Громко квакает лягушка:
«КВА – КВА – КВА, хочу ватрушку.»
Но ватрушку на болоте
Вы, лягушка, не найдете.
Замычит корова: МУ-У,
Надо молока кому?
На лугу паслась сейчас,
Молоко несу для вас.
Бекает козленок: БЕ-Е-Е,
Заблудился я в траве.
Я за бабочкой бежал
И тропинку потерял.
Утка КРЯкает в пруду:
«КРЯ», — домой я не пойду!
Очень теплая вода
Плавать я люблю всегда.
Каркает ворона: «КАРР!»
Надвигается пожар!
Зря ворона так кричит
Это солнышко блестит.
Учимся считать
Считать дети начинают учиться обычно не раньше 3 лет, но знакомить ребенка с цифрами можно начинать уже в 2 годика. Сначала малыш должен понять смысл таких слов, как «один» и «много». И только когда ребенок поймет, чем отличается один от «много», можно будет вводить в его жизнь цифры – 2 и 3. Не стоит при этом спешить и вводить много цифр. Сначала нужно объяснить малышу, что значит «два». Для этого вам помогут обыкновенные игрушки, в сравнении знакомых предметов ребенку будет проще понять, что вы пытаетесь объяснить. Вот – один кубик. А теперь, смотри, — их стало два. Или: вот один красный кубик, а там (на столе, в коробке и пр.) два красных кубика. При этом предметы не должны отличаться друг от друга ничем – ни формой, ни цветом.
Можно учить и на примере самого малыша: «Смотри, у тебя есть носик! Один носик! А еще у тебя есть ручки: вот одна, а вот еще одна — две ручки!» То же самое можно показывать и на любимом зайчике, кукле, мишке.
Со временем ребенок начинает понимать, что значит одна ручка и две ручки. Это можно будет понять из речи малыша (если он разговаривает). Когда понятие «один» и «два» закрепятся, можно переходить к счету. Вместе пересчитывайте все, что попадает на глаза. Конечно, не в большом количестве – для начала хватит пяти предметов. Пересчитывайте пальчики на руках и ногах, сами руки и ноги, кубики, ложки на столе – все подряд.
В знакомстве с первыми цифрами вам помогут и стишки:
Вырос гриб в тени осин.
Он сначала был один.
Тут второй грибок пробился,
Рядом с первым очутился.
Стала их считать сова:
Получилось ровно два.
Два цыпленка у дорожки
Не спеша клевали крошки.
Подбежал к ним старший брат –
И прибавилось цыплят.
Запищали братья звонко…
Три теперь у нас цыпленка.
Два зайчонка на опушке,
А один сидит в избушке,
Сколько зайчиков, скажи?
Получилось ровно три.
Когда ваш малыш начнет понимать значение цифр, то можно будет начать знакомство с самими цифрами — нарисовать их на листочке и объяснить, что вот это — цифра «1», а вот это — «2». Тут тоже можно использовать стихотворную форму:
Вот один, иль единица
Очень тонкая,
как спица
А вот это —
цифра два
Полюбуйтесь — какова!